Проблемы со стопой у ребенка. Распространенные ортопедические проблемы у детей. Дисплазия тазобедренных суставов

Девчонки нашла на одном из форумов пост девушки о выборе детской обуви. Но интересен не сам пост, а комментарий протезиста-ортопеда к нему. Знаю, что многие из нас переживают о ножках наших детишек. Очень рекомендую к прочтению.

Комментарий протезиста-ортопеда в конце!!!

Хирурги-ортопеды и педиатры рекомендуют родителям начинающих ходить малышей приобретать на «первые шаги» ортопедическую обувь. Ортопедическая детская обувь способствует правильному формированию детской стопы, правильной походке и осанке.
Специалисты поясняют, что правильно подобранная детская обувь в значительной степени способствует профилактике плоскостопия и предотвращает другие заболевания ног.

Плоскосто́пие - изменение формы стопы , характеризующееся опущением её продольного или поперечного сводов (это две формы плоскостопия, они могут сочетаться). У всех малышей до 2-3 лет продольный свод стопы плоский и это абсолютно нормально, т.к. стопа малыша только начинает формироваться и приобретает «нормальные» очертания и контуры примерно к 3 годам. У взрослого человека в норме своды (арки) стопы вогнуты и упруги, у маленького ребенка на месте свода жировая подушечка, дающая очертания плоской стопы.

Стопа формируется и приобретает классический вид к 5-6-7-8 годам, иногда позже. До 5-7 летнего возраста, пока у ребенка формируются кости стопы, диагноз «плоскостопие» не ставится.
Малышу может быть поставлен диагноз плоско-вальгусная установка стоп (один из самых распространенных диагнозов у детей до 5 лет) и варусная установка стоп. Можно сказать, что эти диагнозы говорят о предрасположенности к плоскостопию.
Плоско-вальгусная (х-образная) установка стоп – пятка отклонена наружу, стопа наклонена внутрь. Внутренний край обуви при такой деформации стирается.Варусная установка стоп (о-образная), когда стопа наоборот завалена наружу (похоже на косолапость). Внешний край обуви при такой деформации стирается. Подобные заболевания чаще встречаются у физически ослабленных, часто болеющих детей, поэтому в первую очередь родителям стоит заняться общим укреплением здоровья и закаливанием.
Если ребенок физически активный, не жалуется на боль в ногах, обувь малыша с внутренней или внешней стороны сильно не стирается, то не стоит чрезмерно и заранее волноваться по поводу плоскостопия. Во многих других странах подобные диагнозы вообще не рассматриваются как серьезные.

Помимо специальной ортопедической (профилактической и лечебной) обуви и стелек, отличной профилактикой плоскостопия являются:
- хождение босиком по ковру с жестким ворсом, летом по песку, мелким камушкам, травке и другой неровной и негладкой поверхности;
- массажные дорожки (коврики);
- катание на велосипеде (по возможности босиком или в носочках);
- лазание по шведской лестнице;
- массаж и специальные упражнения.

Неважно, какую обувь вы выберете для своего ребенка, ортопедическую или анатомическую, для правильного развития детской ножки ВАЖНО, чтобы обувь была достаточно легкой, удобной и хорошо фиксировала ногу.

Для здоровья детских ножек главное правильно подобрать обувь.
1. Новая обувь должна быть на 0,5-1 см длиннее стопы (зимняя с учетом теплого носка).
2. Обувь должна хорошо облегать стопу с учетом анатомических особенностей, это позволяют добиться застежки-липучки и шнурки . Да и малыши быстрее учатся самостоятельно расстегивать, а позднее застегивать такие застежки. Липучки значительнее удобнее классических пряжек и молний для ребенка.
3. Наличие формованного жесткого задника , он должен представлять собой единую часть без швов и складок. Для самых маленьких задник должен быть достаточно высокий – это обеспечивает хорошую фиксацию стопы.
При наличии такого задника и застежек носовая часть (мысок) на детских сандаликах может быть открытой. Но туфельки «для первых шагов» желательно все-таки приобрести с закрытым носом (круглой формы!), т.к. малыши часто цепляются, спотыкаются, стукаются о предметы ножками.
4. Обувь должна облегать ногу, но не быть слишком узкой, это может привести к деформации стопы, пальцы ног должны свободно двигаться.
5.Подошва должна быть нескользящая, с небольшим каблуком-подъемом (для малышей высота каблука рекомендуется 5-7 мм, для детей старше двух лет 1-1,5 см), подъем должен занимать по длине подошвы не менее 1/3. В таких туфельках малыш не будет шаркать, заваливаться, такой подъем пятки способствует равномерному распределению веса по всей стопе.
6. Материал подошвы должен быть достаточно плотный, но гибкий в тех местах, где сгибается ступня. То есть, подошва должна быть жесткая в задней части и податливая в носовой, НО не гнуться пополам! На подошве детской обуви не должно быть глубоких рельефов (рисунков).
7. Натуральная кожа – идеальный материал для детской обуви. В качестве альтернативы – обувь с текстильным верхом и кожаная внутри. Кожзаменитель, резина – очень плохо пропускают воздух.
8. Любопытное наблюдение - обувь из красной кожи и замши даже известных производителей часто пачкает, когда влажная. Поэтому для малышей, которые могут «упустить» в штанишки обувь ярко-красного цвета не рекомендую. Краситель может пачкать носки, колготки и одежду, если малыш присядет на корточки.
Если все-таки остановили свой выбор на красных ботиночках и туфельках, хорошенько потрите кожу влажной салфеткой (носовым платком), если на ней останется след значит, обувь будет пачкать.

Большинство родителей (и я когда-то относилась к их числу) считают, что главное в ортопедической детской обуви это супинатор (иногда неправильно называют ступинатором). Во-первых, этот холмик на подошве (стельке) правильно называется подсводник. Во-вторых, настоящий твердый подсводник бывает только в корректирующей ортопедической обуви (подбирается по назначению врача-ортопеда). Кстати, если в обуви твердый подсводник и он находится не на месте (например, обувь велика) – это очень плохо и может серьезно сказаться на формировании стопы. В-третьих, подсводник (подушечка-супинатор) в условно-ортопедический обуви легко проминается нажатием и в большинстве случаев совсем не большой, поэтому имеет легкий профилактический эффект.
Кроме того, существует мнение, что большой супинатор (высокий и твердый подсводник) может мешать нормальному формированию стопы. У малышей вместо супинатора функцию амортизатора выполняет жировая подушечка расположенная на месте свода (арки) стопы. Подсводник должен быть мягким и гибким, чтобы сжимался и распрямлялся под давлением ноги. Стопа должна сама работать и у нее должен быть стимул для правильного формирования.

Если не брать в расчет подсводник, большинство ортопедической обуви фактически можно назвать анатомической. Поэтому, выбирая ребенку обувь, надо в совокупности смотреть на вышеперечисленные моменты: правильный изгиб подошвы, формованный жесткий задник, хорошую фиксацию. Стелька может быть съемная, иметь многослойную дышащую структуру, но в любом случае она (внутренняя поверхность обуви) должна быть практически плоской, не считая подсводника, иногда имеется подъем по внешней окантовке стельки. Стелька может иметь изгибы, но не должна быть сильно изогнутой.

Селеверстова Елена Александровна, член Всероссийской Гильдии протезистов-ортопедов (13.12.2010)
Уважаемая Анна! Хочу, в качестве протезиста-ортопеда, последовательно прокомментировать Ваши материалы по поводу правильного подбора родителями детской обуви.
1. Хирурги и ортопеды должны рекомендовать детям ортопедическую обувь только в случае обнаруженных ортопедических проблем. В остальных случаях дети нуждаются в обуви обычной, но имеющей элементы конструкции, предохраняющие детские стопы от развития патологий.
2. По поводу Вашего описания обуви для здоровых ножек у меня, в основном, нет вопросов. Затрону 2 момента: а) задники - это жесткие детали, вставляемые между верхом и подкладкой в задней (пяточной) части обуви. В обычной детской обуви берцы могут быть любой высоты, но задники в высоту не должны превышать высоты пяток, даже в детской обуви для самых маленьких детей. Задники должны хорошо охватывать пятки, но не должны быть высокими, чтобы не заставлять ахиллово сухожилие работать с избыточным напряжением при сгибании стопы в голеностопном суставе. Высокие жесткие задники нужны исключительно в детской ортопедической обуви, если у ребенка обнаружен крайне вялый или повышенный тонус мышц и связок в области голеностопных суставов; если ребенок ходит не с пятки на носок, а на носках или с носка на пятку, как при ДЦП, т.е., если необходимо нормализовать стереотип походки. А вот по внутренней боковой поверхности обуви задники в обычной обуви для малышей должны быть удлиненными до начала 1-го пальца. В сочетании с работой правильных застежек обувь с жесткими удлиненными задниками будет предохранять стопы детей от развития плоскостопия.
3. Следующее замечание, пожалуй, наиболее существенное. Оно относится к супинаторам в детской обуви, так полюбившимся родителям и некоторым ортопедам. Кстати, в формальной терминологии нет понятия «условно-ортопедическая» обувь. Обувь может быть или ортопедической, или обычной, т.е. не ортопедической. Обычная обувь по своей конструкции может быть более правильной (выбирайте на Ваш вкус варианты: рациональной, профилактической, анатомической) или менее правильной, что зависит от уровня профессионализма и уровня совестливости производителя обуви. Ортопедическая обувь делится на малосложную и сложную обувь. До начала развития капитализма в России любая ортопедическая обувь изготавливалась по заказам пациентов. И это было правильно. Вне зависимости от степени тяжести ортопедических проблем, особенности проявления этих проблем многообразны и отличаются у каждого пациента. Как нельзя лечить все болезни одной касторкой, так нельзя всем детям рекомендовать одинаковую ортопедическую обувь. Вы верно отметили, что здоровому ребенку, в принципе, супинаторы внутреннего продольного свода в обуви не нужны. А если они есть, то должны быть совсем невысокими и упруго-мягкими. От таких супинаторов не будет вреда, но и особой пользы. Но далее Вы говорите о высоких и жестких супинаторах, которые имеются в большинстве моделей массовой малосложной ортопедической обуви. Вы озабочены тем, что эти супинаторы не всегда располагаются в правильном месте. Хочу Вас спросить: «А как это, по Вашему мнению „подсводник в правильном месте?“. Предлагаю Вам и родителям ответ на этот вопрос. Вы верно, Анна, сказали, что наиболее частая ортопедическая проблема у детей - плоско-вальгусные стопы. Вы наблюдаете у ребенка отклонение пяток наружу и завал стоп внутрь. Открою секрет: в состоянии опоры (при стоянии и ходьбе) стопы валятся внутрь в области сочленения пяточной, таранной и ладьевидной костей, т.е. анатомически - в задней!!! трети стоп. Это значит, что успешная коррекция проблемы и эффект реабилитации может быть достигнут только, если приподнимать и поддерживать стопу в задней её трети - супинатором заднего!!! отдела стопы. А под внутренним продольным сводом, особенно ближе к пальцам, не должно быть высокой и жесткой подпорки. Стопа человека от природы получила возможность справляться с ударными опорными нагрузками благодаря наличию рессорной функции. Эту рессорную функцию должна обеспечивать система из костей, мышц, связок и сухожилий, из которых сформирован продольно-поперечный свод, упруго работающий под тяжестью тела. Грубо подпирая внутренний продольный свод, препятствуя его работе, можно успешно достигнуть обратного эффекта - развития плоскостопия. Кстати, детям, как правило, особенно малышам, диагноз „плоскостопие“ врачи изначально не ставят. Подвижный аппарат стопы ребенка редко показывает признаки типичного плоскостопия, когда стопа под тяжестью тела проваливается сверху вниз. В абсолютном большинстве случаев у детей при ходьбе наблюдаются более динамичные проявления патологических состояний стоп. Наблюдаются: завалы стоп внутрь или кнаружи, отведение и приведение передних отделов относительно задних, приподнимание краев стоп и др. Все эти признаки наблюдаются у детей в разных вариантах и количестве. Поведение и положения правой стопы также может отличаться от поведения и положений стопы левой. Если у Вас имеются сомнения по поводу ортопедического благополучия Вашего ребенка, обязательно обратитесь к ортопеду, найдите грамотного специалиста. По моему опыту, наибольшего эффекта можно достичь, применяя в любой правильной обуви (обычной или малосложной ортопедической) стельки ортопедические индивидуальные, изготовленные с учетом конкретных проблем пациентов.
Анна, названные Вами марки обуви не вызывают нареканий, хотя повторю: »Следует выбирать не марку, а конкретную модель обуви». Кстати, на Вашем фото ножки ребенка в не совсем правильных сандаликах. Известно, что маленькие дети ходят, имея большой упор на первый палец (посмотрите, в каком месте больше всего затёрты и запачканы стельки в детской обуви). Структуры передних отделов у малышей несовершенные и работают в избыточно активном движении. Было бы гораздо более правильным надеть малышу сандалики, в которых, помимо застежки через голеностопный сустав, была бы застежка в один, а лучше в два ремешка по тылу стопы. Фиксируя передний отдел стопы, можно существенно помочь ребенку в освоении процесса ходьбы и способствовать правильному развитию ребенка.
Анна! На этом заканчиваю обзор Вашей статьи. Надеюсь, что Вам и родителям она покажется не бесполезный. Готова отвечать на другие вопросы по теме.

Любых родителей с самого рождения малыша беспокоит состояние его ножек, не кривые ли они будут, все ли в порядке со стопами, и будет ли малыш хорошо ходить? Если родителям кажется, что со стопами малыша не все в порядке, они начинают сильно беспокоиться, ведь от здоровья стопы во многом зависит и здоровье всего скелета, особенно позвоночника, красота осанки и возможность активно двигаться. Часто родители сравнивают походку и ножки малышей со взрослыми, и им кажется, что у ребенка проблемы с стопами и походкой, а иногда наоборот, родители предпочитают не замечать, что ребенок ходит как-то не правильно, списывая это на возрастные особенности и формирование ноги. Как же правильно, где грань между нормой и патологией при оценке походки, постановке стоп и решении вопроса о деформациях стопы? Сегодня мы с вами поговорим о такой проблеме, как плоско-вальгусные стопы у малышей.

Что же такое плоско-вальгусные стопы?

Вальгусной деформацией стопы называют такое ее состояние, когда ножка как бы завалена внутрь, и если туго сжать и выпрямить колени ребенка, между внутренними поверхностями лодыжек возникает расстояние более четырех-пяти сантиметров. При таком положении ног пальцы стопы и пятка отклоняются в сторону внешнего края стопы, а внутренний свод стопы как бы заваливается вовнутрь. В результате вальгусной деформации стопы ноги приобретают икс-образную форму, колени резко сходятся между собой внутренними краями. Если же вальгусные деформации стопы сопровождаются еще и снижением высоты свода стопы, тогда идет речь уже о плоско-вальгусной деформации стоп у малышей. Именно подобные аномалии развития стоп и встречаются в детской ортопедии и травматологии.

По данным статистики, практически каждый второй из детей младше пяти лет, который попадает на прием к ортопеду и имеет отклонения в развитии стоп, имеет диагноз плоско-вальгусной деформации стопы. При этом нарушения сопровождаются следующими проявлениями – происходит уплощение продольного свода ножки малыша, формируется вальгусное положение в заднем отделе, при этом передний отдел стопы принимает абдукционно-пронационное положение. Проще говоря, стопа становится плоской, стопа заваливается внутрь, при этом пальцы ноги отклоняются в сторону, что и дает специфический вид ногам и походке малыша. Максимально часто подобная аномалия возникает в дошкольном или же в младшем школьном возрасте, хотя иногда диагноз ставится и неправомочно, когда проблемы и не.

Чем так важен вид стопы?

Особая форма стопы у человека была сформирована веками эволюции именно для того, чтобы поддерживать его в вертикальном положении, при этом распределив нагрузку на тело, учитывая что вес головы человека в сравнении со всеми другими живыми существами значительно больше. Кости стопы многочисленны, они соединяются между собой межкостными и очень прочными связками, что образует достаточно эластичный и подвижный свод стопы, роль которого – поддержание максимально возможной амортизации при осуществлении движений – бега, прыжков, ходьбы. Стопы выполняют роль биологических пружин, не давая телу сильно сотрясаться. Выпуклый свод стопы имеет ориентацию сразу в двух направлениях – в продольном и в поперечном. За счет этого нормальная стопа взрослого человека имеет три точки опоры на стопе – в области головки первой кости плюсны (под большим пальцем), в области пятки и в области пятой кости плюсны (под мизинцем).

У детей свод стопы при рождении не похож на взрослый, у них стопы плоские, без сводов и выпуклостей, и когда ребенок делает свои первые шаги, его стопы еще достаточно уплощены, поэтому и походка ребенка неуверенная и баланс держать сложно. В период первых шагов на стопы малыша ложится достаточно большая нагрузка, что в дальнейшем позволяет ребенку учиться ходить и формировать нормальный свод стопы. Родителям стоит помнить, что не нужно паниковать от того, что походка ребенка в первые годы его жизни неидеальна – его стопа еще растет и формируется, и делать выводов о том, что «у нас плоскостопие», или «у нас косолапость» - нельзя. Это некорректно с точки зрения возрастной анатомии. Уверенная походка и правильный свод стопы будет формироваться у ребенка постепенно, не нужно сразу ставить на ребенке крест в плане дальнейших его возможностей или бежать в магазин за коррекционной обувью.

Обычно жалобы родителей на то, что с ножками ребенка что-то не так, возникают с первых же попыток ребенка ходить. Но в этом возрасте нужно четко различать такое явление как физиологическое уплощение зоны свода стопы, особенно если это малыш до трех лет, развитие уже собственно плоско-вальгусного скашивания стопы, которое потребует уже наблюдения и коррекции со стороны врача-ортопеда. До возраста примерно трех лет на области стоп ребенка имеются особые жировые подушечки, и поэтому, если смотреть на стопу малыша, ее сводов будет не сильно видно. Свод стопы будет контурироваться, если попросить малыша встать на носочки. Костные ткани в области стопы будут формироваться у ребенка примерно до пяти-шести лет, и поэтому только в этом возрасте возникает смысл разговора о том, есть или нет у ребенка деформация стопы, особенно ее плоско-вальгусная форма.

Однако, стоит заметить, что существуют врожденные аномалии стоп с сильным плоско-вальгусным отклонением, и тогда диагноз вальгусных стоп ставится еще с роддома, имеется вертикальный таран, аномалия внутриутробного развития стопы. Но эти аномалии стопы видны невооруженным глазом и они имеются сразу изначально. Чем же плохи плоско-вальгусные стопы кроме непосредственно косметического дефекта? Прежде всего, они приводят к негативному влиянию на позвоночник и его искривлению, постоянным болям в области ног и формированию раннего остеохондроза и артрозов в пораженных суставах. Это существенно ограничивает качество жизни таких детей и выбор ими в дальнейшем профессии.

Причины подобной аномалии стоп

Вальгусная форма деформации стоп может быть у ребенка врожденного и приобретенного характера. При врожденной форме обычно ведущими факторами становятся неблагоприятные факторы, влияющие на развитие формы и взаиморасположения костей в топе, и тогда деформации стоп вальгусного типа могут быть диагностированы или сразу при рождении, или в первые же месяцы жизни малыша. Наиболее тяжелыми и относящимися к истинно врожденным формам можно считать стопу «вертикальный таран» и «стопу-качалку». Приобретение формы вальгусной стопы в детском возрасте связывают с несовершенством связочного и сухожильного аппарата, отклонениями в формировании опорно-двигательного аппарата малыша. Обычно эти отклонения начинают выявляться у детей не ранее года, когда дети делают попытки самостоятельного хождения без опоры.

Вальгусные деформации стоп обычно формируются у детей ослабленных, имеющих диффузную мышечную гипотонию. Причинами такой гипотонии могут становиться недоношенность малыша или перенесенная внутриутробная гипотрофия, гипоксия, а также это может быть результатом врожденной слабости соединительных тканей, при частых заболеваниях в раннем возрасте, особенно если это были ОРВИ, пневмонии и бронхиты. Особенную роль в ослаблении костно-мышечного и связочного аппарата отводят такому заболеванию детей, как рахит. Также нарушение в динамических и статических отношениях мышц и связок возникает при таких патологиях нервно-мышечной передачи как полинейропатия, детский церебральный паралич, полиомиелит и миодистрофия. Вальгусные деформации стопы у малышей в раннем возрасте могут быть результатом избыточного веса и ожирения, что приводит к патологическим нагрузкам на стопу из-за веса тела.

В некоторых случаях вальгусные деформации в области стопы у малышей могут быть результатами травм мышц, связок или костей в области голени и стопы, длительного обездвиживания ноги гипсом или повязкой. Еще реже подобные вальгусные деформации возникают у детей при дисплазии и врожденном вывихе бедра. А еще – и на это нужно обращать внимание всем родителям, причинами вальгусной деформации стоп у малышей могут быть раннее начало хождения, когда родители ставят детей на ножки чуть ли не в 5-6 месяцев и водят их за ручки, имитируя то что ребенок якобы хочет ходить! Также могут повлиять на формирование вальгусной стопы слишком мягкая и плохо фиксирующая ножку некачественная обувь для первых шагов.

Если мышечный тонус у ребенка ослаблен, а его при этом еще и ставят на ножки и заставляют ходить, под тяжестью собственного веса своды стопы уплощаются и слабые связки сильно растягиваются, стопа запоминает такое патологическое положение, ослабляются связки области большеберцовых мышц, ослабляются связки в области пальчиков на стопе. И после таких форсированных нагрузок стопа уже не может формироваться правильно. Подумайте об этом, перед тем как ставить ребенка на ноги и водить его за ручки и якобы «ходить». При вальгусной деформации стопа у детей смещается вовнутрь, к голеностопному суставу, при этом пятка и пальцы разворачиваются кнаружи.

Плоскостопие у детей может быть выявлено в разном возрасте, деформация стопы с уплощением свода (продольное) часто сопровождается болью, и негативно влияет на общее состояние ребенка. Особенность «плоской стопы» – в ее неуклонном прогрессировании.

Точно понять, есть ли патология, можно только к 5-6 годам, это связанно с возрастными особенностями. До этого возраста костный аппарат стопы ребенка еще до конца не окреп. По сути, это хрящевая структура со слабыми мышцами и связками, которые подвержены растяжению. Кроме того, у ребенка выемка свода стопы заполнена жировой тканью, «подушечкой», маскирующей костную основу. При естественном развитии свод стопы приобретает к 5-6 годам нормальную форму, но иногда при некоторых отклонениях в развитии у детей появляется плоскостопие.

Плоскостопие у детей как правило диагностируется в после 4-х лет

В любом случае ребенку нужна квалифицированная медицинская помощь, ношение специальной ортопедической обуви, стелек, а иногда показано и оперативное лечение.

Родители могут самостоятельно выявить признаки «плоской стопы»:

  • ребенок косолапит, выворачивает носки стопы наружу. Это указывает на вальгусную «плоскую стопу» или может быть следствием того, что мышцы ноги слабые и не могут «держать» стопу в правильном положении (параллельно);
  • при ходьбе ребенок наступает на внутренний край стопы.

При обнаружении у своего ребенка хотя бы одного из признаков, следует обратиться к врачу. Он назначит лечение.

«Неправильная стопа» может появиться по нескольким причинам:

  1. врожденная патология (одно- или двухсторонняя). Наблюдается редко, иногда сочетается с иными пороками в развитии;
  2. приобретенная (паралитическое, травматическое, статическое, рахитичное);
  3. паралитическая форма (паралич мышц, которые поддерживают свод стопы).

Статическая форма больше привлекает внимание из-за сильных болевых ощущений, что проявляется после больших нагрузок на стопу, и сочетается с несостоятельным мышечным аппаратом. Ускоряет развитие патологии у ребенка увеличение массы тела, ношение грузов (школьный портфель).

Причиной плоскостопия у детей может стать неправильное положение стопы при ходьбе – разводя носки стоп и широко расставляя ноги (в этом случае повышается нагрузка на внутренний край стопы).

Степени патологии

Различают три степени изменений в стопе, каждой из которых типичны свои симптомы:

  • 1 степень. Сплющивание внутреннего продольного свода заметно при нагрузке, при этом снижается способность качественно отталкиваться от пола, симптомы боли практически постоянны;
  • 2 степень. Болевые ощущения в области подошвы, внутреннего края пятки постоянны, симптомы усиливаются при ходьбе, стоянии. Лечение заключается в длительном отдыхе;
  • 3 степень. Резко выражена деформация стопы, она вместе с пятой развернута наружу, а поперечный свод резко сплющен.

По направлению распластывания:

  1. продольное, характеризуется увеличением продольного размера;
  2. поперечное, при котором стопа увеличивается в «поперечине», самый частый вариант патологии у малышей;
  3. поперечно-продольное, у ребенка такая форма практически не встречается. Патология характерна увеличением в поперечном и продольном размере.

Факторы, отвечающие за развитие заболевания и почему патология столь опасна

Плоская стопа у ребенка может сформироваться из-за следующих факторов:

  • наследственность;
  • «неправильная» обувь (плоская подошва без каблучка, узкая или слишком широкая);
  • сильная нагрузка на ноги (большая масса тела, ношение тяжелого ранца);
  • гипермобильность суставов;
  • травмы стоп, рахит;
  • перенесенные заболевания (полиомиелит, ДЦП).

Как правило, родители не осознают в полной мере опасности, исходящей от заболевания. И когда врач-ортопед назначает массаж при плоскостопии у детей, делают его нерегулярно или полностью игнорируют процедуру, что приводит к весьма печальным последствиям.

Обрисуйте стопу ребенка и сравните с данной схемой

Уплощение нарушает естественные «рессорные» функции стоп, из-за чего амортизация пропадает, и вся отдача от ходьбы приходится на голень и тазобедренный сустав. Это приводит к быстрому изнашиванию суставов и развитию ранних артрозов. В результате, возможно, потребуется лечение, которое не всегда эффективно. Именно поэтому профилактика плоскостопия у детей так важна! Предпочтение отдается лечебной физкультуре, физиотерапевтическим методам, мануальной терапии и особому массажу. Медикаментозное лечение назначается в крайних случаях, так как оно вызывает множество побочных эффектов, но не устраняет саму причину заболевания, а наоборот – усугубляет ее.

Методы первого выбора – это мягкотканные техники, массаж и мануальная терапия. Используются особые, детские методики, которые направлены на подтягивание свода стопы, укрепление мышц, улучшение кровоснабжения, воздействие на связочный аппарат и суставы. Также важно обратить внимание на опорно-двигательный аппарат ребенка в целом, нередко патология стоп провоцирует сколиоз. В этом случае назначается массаж, ЛФК при плоскостопии у детей, а в ряде случаев и специальная методика мануальной терапии. Это позволяет снять напряжение на позвоночник, ликвидировать асимметрию крестца.

Профилактика «плоской стопы» в детском возрасте заключается в ношении специальной обуви, обязательно подходящей по размеру, из натуральных материалов, с хорошей фиксацией ноги и жестким задником. Важно, чтобы подошва была снабжена небольшим каблучком. Стельки-супинаторы подбираются строго индивидуально.

Методики терапии заболевания

Как лечить плоскостопие у детей? Для этого существуют различные методики:

  1. гимнастика. Комплекс движений разрабатывается индивидуально под каждого ребенка, с учетом изменений в стопе;
  2. физиотерапевтическое лечение (ионофорез, электрофорез);
  3. рефлексотерапия и массаж.

Терапия движением

Упражнения при плоскостопии у детей (подстелить удобный коврик):

  • в положении «сидя» сгибают-разгибают стопы (5-10 раз);
  • и.п. то же, выполняется кручение стопами в разных направлениях;
  • «реливье». Подняться на носки – опуститься, повтор 10 раз;
  • походить на пяточках и носочках;
  • на носочках сделать несколько полуприседаний;
  • ходьба на внешней и внутренней стороны стопы;
  • сдвигать-раздвигать пальцы на ногах (насколько возможно).

Очень полезно «собирать» пальчиками ног мелкие предметы, подкладывая для удобства коврик (шарики, карандаши, игрушки), можно попробовать даже захватить ручку или карандаш пальцами на ноге и «рисовать». Такие упражнения обычно проводят с ребенком в детском саду, но их полезно повторять и дома.

Как избежать патологии

Профилактика плоскостопия у детей начинается с первых лет жизни, и заключается она в формировании правильной походки, в тренировках (подготовке к длительному нахождению на ногах) и в гигиене движений в целом.

Для профилактики плоскостопия необходимо выполнять лечебные упражнения и массаж

Обязательна утренняя гимнастика, которая направлена на укрепление различных групп мышц и поддержание нормальной высоты свода стопы. Для занятий нужен специальный удобный коврик, а комплекс упражнений можно записать на видео (фото) и повторять. Для ребенка младшего возраста важно проводить занятия в игровой форме: «косолапый мишка» (ходить на наружном крае стопы), «загребать песок ногами», «гусеница» — притягивать коврик пальцами ног.

Освобождение ребенка от физкультуры – неправильная практика. Детям со слабыми мышцами на ногах, которые быстро устают от хождения, необходимы занятия физкультурой в школе, но при этом не следует перегружать ноги ребенка долгим стоянием или длительными походами. Полезны упражнения – хождение по бревну, лазание по канату и шесту.

Массаж при плоскостопии у детей показан в том случае, когда малыш жалуется на боль и тяжесть в ногах. Он успокаивает, снимает застойные явления, укрепляет мускулатуру.

В целом, в основе профилактики лежит:

  1. укрепление мышц;
  2. сохранение свода стопы;
  3. ограничение нагрузки на ноги;
  4. ношение специально подобранной обуви.

Большой ошибкой многих родителей становится то, что обувь для ребенка является «переходящей по наследству» от старших. В этом случае ношеная обувь не только уже имеет деформацию (она «села» по ноге первообладателя), но и не поддерживает стопу в силу «расхлябанности» ткани, из которой сделаны туфельки или ботиночки.

Вальгусная деформация стопы у детей — очень распространенная проблема в детской ортопедии. Патология встречается в 80% случаев онтогенеза нижних конечностей. Значительная доля аномального развития стопы регистрируется у детей разных возрастов: от года до школьного возраста.

Такого рода деформация стопы представляет собой разновидность плоскостопия, при которой линия расположения ног смещается внутрь. Другими словами, стопа во время ходьбы под давлением веса заваливается внутрь по отношению к позиции оси. При этом она не касается внешней стороны, то есть нижние конечности не полностью соприкасаются с поверхностью во время ходьбы.

Именно так формируется Х — образная позиция стоп (если аномалия наблюдается на обеих ногах), что со временем отражается и на нижних конечностях, они также принимают Х-образную форму. Со стороны это выглядит следующим образом: ноги соединяются в области колен, что в быту называю «целующимися коленками».

Данная аномалия имеет две формы проявления:

  • анатомическую (истинную);
  • функциональную (приобретенную).

Анатомическая деформация является врожденной патологией, которую корректируют только хирургическим методом, однако делают это не всегда. Она возникает в результате изменения взаимоположения костей ног в период внутриутробного развития. Дефект обуславливается тяжелой патологической беременностью и генетическим фактором. Дефект выявляется сразу же в первые месяцы после рождения малыша.

Функциональная форма имеет временный характер и исчезает либо самостоятельно, либо в результате своевременного лечения. Она возникает вследствие недоразвития костных элементов стопы, сухожилий и связок, в результате гипотонии мышц. Причинами, которые приводят к патологии нижних конечностей, часто являются суставные заболевания и ношение неудобной обуви, которая недостаточно фиксирует стопу в физиологически правильном положении.

Этот дефект опорно- двигательной системы характерен для ослабленных детей, часто недоношенных (гипотрофиков), что обусловлено дефицитом питательных веществ в период внутриутробного развития (эмбриогенеза). Также одной из причин развития аномалии является дисплазия соединительной ткани. Причины, обуславливающие развитие аномалии внутриутробного развития — потребление некачественных продуктов питания и плохая экология. Часто к данной проблеме присоединяется врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава и рахитическое поражение костей, что тоже влияет на состояние костных элементов, связок и сухожилий. Среди факторов, которые способны спровоцировать недуг выделяют: ожирение ребенка, наследственная предрасположенность, эндокринные заболевания. Но фоне ожирения и гипотонии мышц уплощается свод стопы под собственным весом малыш, а ослабление связочного и мышечного аппарата препятствует удержанию ступни в нормальном физиологически правильном положении.

У детей младшего школьного возраста вальгусное искривление может развиться после травм в результате ношения гипсовой повязки.

Причины развития аномалии

Главная причина формирования патологии состоит в отсутствии соответствующих здоровых нагрузок на стопу, в результате чего мышцы ослабевают и не способны нормально функционировать, то есть не выполняют те действия, которые на них возлагаются. Когда мышцы стопы испытывают адекватную нагрузку (при хождении по неровностям), то они находятся в тонусе и эффективно перераспределяют нагрузку на всю плоскость стопы, удерживая тело в равновесии. При вальгусной деформации ступни не справляется с нагрузками, поскольку в настоящее время человек постоянно перемещается по ровному асфальту и полу, что расслабляет стопы, и они теряют тонус. Кроме того, ношение неправильной обуви на высоких каблуках и платформе препятствует анатомически правильному положению ступни при попытке опереться на нее.

Помимо врожденного характера патологии, существует ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие дефекта:

  • наследственная слабость связочного аппарата;
  • нарушения в развитии опорно — двигательной системы;
  • ранняя попытка ставить ребенка на ножки (до 5 месяцев);
  • D- гиповитаминоз (из-за нарушения метаболизма);
  • дефицит фосфора и кальция (недостаточное поступление с пищей);
  • тазобедренная дисплазия;
  • ожирение у ребенка;
  • травмы опорно — двигательного аппарата;
  • ношение обуви на каблуке в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность к плоскостопию;
  • неврологические заболевания (полинейропатии).

Искривление нижних конечностей не самое страшное осложнение вальгусного дефекта. Намного опасней чрезмерные нагрузки, которые испытывают тазобедренные, поясничные, крестцовые и коленные суставы в результате вальгусной деформации. Поскольку постоянная нагрузка на данные суставы вызовет смещение суставов и хронические боли в них. Помимо плоскостопия, может возникнуть сколиоз, остеохондроз, деформации суставов, артрит, асимметрия конечностей. Поэтому важной задачей является своевременное обнаружение дефекта, прежде всего родителями, а затем детским ортопедом.

Симптомы патологии

Малыш до года не способен рассказать о своих ощущениях, поэтому заболевание впервые обнаруживает лечащий педиатр, который ежемесячно осматривает ребенка. Но и внимательный родитель способен понять, что с ножками ребенка что-то не так. Если поставить малыша до года на ровную поверхность босиком, то посмотрев на его ножки со спины, можно заметить, как малыш заваливается на внутреннюю сторону ступни.

Другими словами, малыш упирается ножками именно на внутреннюю сторону ноги, а вот на внешнюю часть почти не наступает, ноги при этом остаются как бы приподнятыми. Малыш с таким дефектом ног начинает забавно передвигаться, что некоторых родителей приводит в умиление. Также проверить наличие деформации у малыша можно, если сделать мокрый отпечаток его ножек. Для этого следует смочить ступни малыша и заставить его пройти по чистым листам бумаги. Отпечатки следов продемонстрируют, на какую часть стопы приходится большая нагрузка. При вальгусном искривлении отпечаток будет более выраженным именно с внутренней части ступни.

Взрослый ребенок может жаловаться на дискомфорт и боль в ногах во время ходьбы, причем боль его будет беспокоить не только в ступнях, но и в голеностопе и даже выше: в коленях, тазобедренной области и спине. Боль способна усиливаться после интенсивных нагрузок и долгих пеших прогулок. Малыш может капризничать и жаловаться, что ему неудобно ходить в обуви. И даже при попытке поменять обувь, ему все равно будет неудобно. Таким деткам трудно подобрать обувь, поскольку она больше стаптывается по внутреннему краю. Они нуждаются в специальных ортопедической обуви или стельках. Как правило, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата становятся заметными к 10 месяцам, когда ребенок пытается самостоятельно встать на ноги.

Диагностика

Обнаружить дефект можно на плановом осмотре у детского ортопеда. Опытный врач может диагностировать искривление ступни и степень ее деформации, только взглянув на то, как ребенок стоит. Однако в некоторых сложных случаях для точности проводят специальную инструментальную диагностику.


Чаще всего это:

  • рентгенографическое исследование;
  • компьютерная подометрия;
  • компьютерная плантография;

Если же родители самостоятельно обнаружили дефект ступни, то необходимо как можно быстрее обратиться к врачу. Во-первых, существуют случаи, когда лечение необходимо в срочном порядке, в других случаях лечение не требуется, а в-третьих, требуется индивидуальное лечение в каждом конкретном случае. Консультация с грамотным специалистом очень важна, ведь только он способен подобрать индивидуальную тактику дальнейшего действия.


Лечение

Исправить дефект стопы можно только до определенного возраста (10 — 12 лет), поскольку именно до этого возраста детская стопа еще формируется. Однако некоторые специалисты считают, что если до 8 лет не было оказано никакого лечения, то дефект (более или менее выраженный) останется у ребенка навсегда.

Конечно, начать лечение следует как можно раньше, однако не слишком рано. Плему так? Практически все дети рождаются с плоскостопием, ведь физических нагрузок на ноги у них еще не было. Формироваться стопа и ее свод будет в зависимости от веса малыша и только по мере его вставания на ножки. Этот процесс начинает примерно к трем годам, но достаточно часто патологию диагностируют тогда, когда малыш делает свои первые шаги (примерно около года). Но если следовать медицинской статистике, то впервые вальгусную деформацию обнаруживают к 1,5 — 3 годам. Но в этом случае говорить о наличии патологии еще рано, поскольку у такого малыша на ступне находится жировая прослойка, которая выполняет функцию амортизатора (по причине временного анатомического плоскостопия). Такая ситуация длится до тех пор, пока у него не сформируется необходимый свод ступни.

Таким образом, вполне естественным кажется факт, что начиная ходить, детки неправильно ставят ножки, то есть вальгусная деформация у детей до трех лет является нормальной физиологической стадией развития свода ступни. В этот период очень эффективны меры профилактики, которые помогут сформировать свод стопы и избежать трансформации временной аномалии в серьезную ортопедическую патологию.

Итак, деформация стопы образуется вследствие отсутствия адекватной нагрузки и тренировки мышц. Из этого следует, что как только ребеночек начнет ходить, следует создавать ему условия для тренировки опорно-двигательного аппарата. Самый эффективный и простой способ — хождение босиком. Следует позволять ходить ребенку босиком не только по квартире, но и по земле, траве, песку, гальке. Можно приобрести разнообразные массажеры в виде ковриков, дорожек, которые будут создавать разнообразные препятствия для ступней малыша. Можно насыпать гальку в ванную и позволять ходить по ней.

Однако, как быть, если время упущено и у ребенка уже сформировался вальгусный дефект? В этом случае без лечения никак не обойтись. Оно будет длительным и кропотливым, а также включать в себя целый комплекс разных процедур.

Основным лечением патологии является лечебная гимнастика, массаж, ванночки для ног, физиотерапевтические процедуры (электрофорез, озокерит, парафинотерапия, иглоукалывание, электростимуляция). Назначают препараты кальция и фосфора, а также витамин D.

Ортопедические изделия

Ортопедические изделия входят в комплексное лечение дефекта ступней. Специальные ортопедические стельки могут приподнять накренившуюся часть ступни во внешнюю сторону, чтобы выровнять и зафиксировать ее в правильном физиологическом положении. Поэтому такие изделия незаменимы при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Стельки, как и другие ортопедические изделия, подбирают в индивидуальном порядке с учетом размера, формы, степени деформации и анатомического строения ступни.


Однако ношение стелек не всегда дает желаемый вариант. Помимо них, малышу придется носить специальную ортопедическую обувь. Причем ходить в ней придется постоянно, дома в дошкольном учреждении, школе, на улице. При устойчиво сформировавшемся плоскостопии ходить босиком запрещается, поскольку это только усугубит проблему. Ступни необходимо фиксировать в физиологически правильном положении, чтобы они привыкали к нему. Поэтому маленьким деткам надевают ортопедические ортезы и брейсы для выравнивания правильного свода ступни. Ношение ортопедических ортезов и брейсов может быть весьма некомфортным, однако это вынужденная мера, чтобы избежать оперативного вмешательства.

Такой вердикт врачей огорчителен для большинства родителей: красивая походка ребенка под угрозой. Ах, если бы речь шла только о косметической проблеме... К сожалению, уплощение свода стопы - серьезная и коварная патология, способная повлиять практически на весь опорно-двигательный аппарат. Чем опасно это заболевание? Как его распознать? И поддается ли оно лечению?

К сожалению, плоскостопие - это одно из самых распространенных отклонений от нормы в развитии опорно-двигательного аппарата. Вот неутешительная статистика: из 1,5 миллионов детского населения города Москвы оно выявлено у 9 тысяч ребят. А примерно 2 тысячи юных пациентов жалуются на боль в ногах. Прежде всего давайте разберемся, что же подразумевают под этой патологией?

Плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит понижение (уплощение) ее свода. Чтобы лучше понять природу заболевания, разберем некоторые анатомические особенности стопы. В процессе эволюции она приобрела форму, позволяющую равномерно распределять вес тела. Кости стопы соединены между собой прочными межкостными связками (это волокнистые образования из соединительной ткани, представленные в виде пучка, соединяющего кости) и образуют ее свод, который обеспечивает амортизацию движений при ходьбе и беге. Выпуклые своды ориентированы в продольном и поперечном направлениях. Поэтому стопа взрослого человека в норме опирается на три точки - пяточный бугор, головку 1 -й плюсневой кости и 5-ю плюсневую кость. Выделяют два продольных и один поперечный свод стопы. Внутренняя и наружная арки формируют продольный свод стопы, а передняя - поперечный. В зависимости от их деформации различают продольное и поперечное плоскостопие.

При продольном уплощаются наружная и внутренняя арки стопы, увеличивается ее длина и почти вся площадь подошвы контактирует с полом.

При поперечном - уплощается поперечная арка, передний отдел стопы веерообразно расходится и опирается на головки пяти плюсневых костей.

У всех детей до двух лет продольный свод стопы плоский. Такое состояние специалисты считают физиологическим, ведь костная ткань у малышей мягкая, эластичная. В ней содержится мало минеральных веществ, которые придают костям прочность, да и мышечная система развита недостаточно. Когда дети начинают вставать на ножки (в 7-9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10-12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя "жировая подушечка", которая располагается на подошве, под кожей.

В 2-3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться "на ногах". Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5-, 6-летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия у ребенка.

Когда идти к врачу

Пожалуй, все родители понимают, что профилактические осмотры у специалистов - это не прихоть медиков, а необходимая мера. Главное - не пропустить время посещения врача. Осмотр у ортопеда проводится:

  • на первом месяце жизни, это необходимо для исключения врожденных деформаций и заболеваний скелета, в том числе и врожденного плоскостопия;
  • в 3- и в 6-месячном возрасте, когда можно выявить рахит;
  • в 1 год. Это важный этап в жизни ребенка, когда он самостоятельно сидит, ползает, ходит. В это время врач проверяет правильность естественных изгибов позвоночника, объем движений в суставах;
  • в 3 года. Ортопед проверяет , походку, измеряет длину конечностей, исследует состояние стоп.

В идеале с этого возраста посещать ортопеда с ребенком надо каждый год - чтобы не упустить развитие плоскостопия. Родителям необходимо быть готовыми к тому, что ортопед (если он сомневается в постановке окончательного диагноза) направит маленького пациента на дополнительный осмотр в консультативно-диагностический центр.

Если ребенок ходит в садик, эта проблема снимается сама собой - дошколят в детских учреждениях осматривают достаточно регулярно. А вот если ребенок до 1-го класса растет дома, родителям следует помнить о дате медосмотра. Дети, у которых обнаружено плоскостопие, находятся на диспансерном учете у ортопеда до 14-15 лет. За это время они проходят курсы физиотерапии, лечебного массажа, направляются на санаторно-курортное лечение, а при необходимости им изготавливается специальная ортопедическая обувь.

Если диагноз подтвердился

Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно бывает врожденным и приобретенным. Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития. Выявляют ее уже в роддоме. В большинстве случаев поражена одна стопа, но иногда поражаются и обе. Эта патология выражена у малышей весьма заметно: выпуклая подошва и "вывернутый" наружу передний отдел стопы. Лечение проводится с первых дней жизни ребенка: деформацию поэтапно исправляют с помощью гипсовых повязок. Если это не помогает, прибегают к хирургическому вмешательству.

Что же касается приобретенного продольного плоскостопия, то оно может быть:

  1. Травматическим.

Возникает после переломов костей стопы и голеностопного сустава. Частичное или полное повреждение связок при подобной травме, а также длительное пребывание ребенка в гипсовой повязке способствуют уплощению сводов стопы.

  1. Паралитическим.

Возникает на почве нарушений центральной или периферической нервной систем (чаще - последствия полиомиелита 1).

  1. Статическим.

Это - наиболее распространенная форма патологии. Возникает из-за перегрузок при значительном увеличении массы тела, как правило, при ожирении, эндокринных нарушениях.

  1. Рахитическим.

Возникает при избыточной эластичности связок и ослаблении мышц сводов стопы. Причиной может послужить недостаток витаминов и микроэлементов - при 1 или общем истощении, а также - при врожденной патологии соединительной ткани.

Итак, стопа оказалась деформированной. Что же происходит в организме? Связки посылают "сигналы" нервной системе о неблагополучии на данном "участке". В ответ мышцы получают "указание" вступить в "борьбу" с деформирующими силами - то есть напрячься как следует. Но долго выдержать такую нагрузку они не в состоянии, поэтому быстро истощаются, расслабляются и растягиваются. А деформирующая сила продолжает действовать теперь уже на связки. Скоро и в них происходит растяжение (в особенности если имеется врожденная патология соединительной ткани), так как без поддержки мышц они долго работать не могут. Теперь вся нагрузка ложится на кости. Когда же и они не выдерживают, начинается деформация от сжатия. К этому времени связки окончательно "выбывают" из строя, и деформация вступает в конечную, необратимую фазу. Походка теряет пластичность, плавность. Дети часто жалуются на утомляемость при ходьбе, боль в области голеностопных суставов или голеней, а нередко-в пояснице. Некоторые не могут четко определить, где именно они испытывают дискомфорт или боль, поэтому не жалуются, а просто предпочитают спокойные, менее подвижные игры. Появляется деформация голеностопного сустава (ее еще называют вальгусной или Х-образной). При наличии одного или нескольких таких признаков, необходима консультация врача-ортопеда.

Иногда деформация стопы может существовать долгие годы (вплоть до зрелого возраста) никак не проявляя себя. Но рано или поздно ухудшение произойдет, поскольку компенсаторные возможности организма не безграничны.

У ребенка 3 лет (но не ранее) можно провести начальную диагностику патологии, используя самый распространенный метод - плантографию (отпечаток стопы). Это несложно сделать и в домашних условиях. На пол кладут чистый лист бумаги, а малыш становится на него обеими ногами. Лучше, чтобы подошвы были влажными, тогда на бумаге останется их четкий отпечаток. Туловище при этом нужно держать прямо, ноги вместе. Контур стоп в таком положении обводится карандашом. Затем перпендикулярно линии контура проводится прямая, пересекающая всю узкую часть стопы. Самая легкая степень деформации - первая. Ну а самая тяжелая и серьезная - третья.

Рентгеновский снимок детям в этом возрасте не делается. Во-первых, кости стопы еще до конца не "созрели", хрящевая ткань на рентгеновском снимке не видна и оценить истинную высоту продольного свода затруднительно. А во-вторых, этот метод диагностики для ребенка достаточно вреден, поэтому выполняется только при серьезных показаниях и чаще после 9 лет.

Лишь для устранения выраженной боли допустимо применение обезболивающих препаратов.

Лечение плоскостопия

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. Но лечиться надо тщательно, регулярно и добросовестно. Чем раньше выявлены признаки заболевания, чем меньше деформация стопы, тем более благоприятны условия для остановки прогрессирования плоскостопия и его коррекции.

На начальной стадии боли в ногах можно ликвидировать в течение 1-2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванночек с морской солью, ручного лечебного массажа и гимнастики. Что касается ванночек - требования к ним простые: температура воды +40-50 "С, длительность процедуры - 15-20 минут, а пропорции их составляющих указаны на упаковке и бывают разными в зависимости от концентрации сухого вещества.

Очень полезное воздействие окажет самомассаж - благо, для него существует множество приспособлений (специальные коврики, валики, мячи). Упражнения с ними выполняются произвольно (ходить по массажному s коврику, катать стопами массажный валик и т.д.). В итоге улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц. Гимнастику лучше проводить в утренние часы, когда мышцы еще не утомлены. Технику и темп упражнений (см. гимнастику при ) лучше показать малышу на собственном примере. Помещение не должно быть душным, или со сквозняками, а заниматься ребенку следует в удобной одежде, не стесняющей его движений.

Лечебный массаж обязательно должен проводить дипломированный специалист - инструктор по лечебной физкультуре и массажу.

В лечении плоскостопии нередко применяется и физиотерапия (парафиноозокеритовые аппликации, электрофорез и др.), что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиолечение назначаются курсами, обычно по 10-15 процедур. Желательно проводить 2-3 курса в год.

Выбираем башмаки

"Виновницей" приобретенного плоскостопия может оказаться неверно подобранная обувь. Как только ребенок начинает вставать значит, пришла пора покупать ему первые ботики. Обычно это происходит в период с 7-8 месяцев. Критерии "правильной" детской обувки обозначаются довольно четко. Первые башмаки должны:

  • Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или "липучек", но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.
  • Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.
  • В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.
  • Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.
  • Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли "дышать".
  • Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1-1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.
  • В обуви для детей до двух лет не должно быть супинатора. Ведь функцию амортизатора выполняет та самая "жировая подушечка", в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально. Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.
  • При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить, - около 1,5 см.
  • После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка, - обувь необходимо сменить.
  • Лучше иметь запас сменной обуви для малыша. Это даст возможность маленьким ножкам отдохнуть от привычного положения, а если ноги у ребенка потеют, - как следует просушить сырые ботинки без ущерба для следующей прогулки.

"Волшебные" стельки

Особая роль в лечении и профилактике прогрессирования плоскостопия отводится ортопедическим стелькам, которые назначаются уже при первой степени патологии. Они помогают разгрузить болезненные участки стопы и корректируют выявленные деформации при начальных признаках плоскостопия. Высота выкладки сводов стопы в стельках зависит от степени уплощения. Вкладывать их нужно в уличную и в домашнюю обувь, чтобы облегчить жизнь крохе, когда он максимально долго бывает на ногах. По мере того как ребенок растет, форму и размеры стелек-вкладышей необходимо менять. И здесь не обойтись без повторных консультаций у врача-ортопеда. Приобретать стельки лучше всего в протезно-ортопедических предприятиях, ортопедических центрах или заказывать индивидуально.

Только в этом случае подобные изделия гарантированно соответствуют необходимым стандартам. И еще: не стоит пользоваться ортопедическими стельками "на всякий случай". Если носить их постоянно без объективной необходимости, то своды стопы станут расслабленными, и плоскостопие может развиться даже у здорового с ортопедической точки зрения ребенка.

Если же у малыша - третья степень продольного плоскостопия, особенно в сочетании с вальгусной деформацией голеностопного сустава, стельками дело не ограничится. Ему придется "щеголять" в ортопедической обуви - ботинках со шнуровкой и жесткой внутренней боковой поддержкой стопы.

Гимнастика при плоскостопии Комплекс 1

Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Поджимать пальцы стоп. Повторить 3-5 раз, не отрывая пяток от пола. Поочередно приподнимать ступни на себя (3-5 раз). Одновременно разворачивать ступни на внешнее ребро (3-5 раз). Поочередно приподнимать только большие пальцы стоп (3-5 раз). Поочередно приподнимать все пальцы, ступни при этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз).

Комплекс 2

Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги (3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги.

Комплекс 3

Исходное положение - сидя на стуле, одна ступня - на мяче, другая на - полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивать его влево - вправо, вперед - назад, (3-5) раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее - захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на " пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

Комплекс 4

Исходное положение - сидя на стуле. Под стопы или около них можно положить кусок ткани, мелкие предметы (шашки, элементы детского конструктора, речную гальку и т.п.), скалку. Задача: кончиками пальцев собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку, можно - всеми стопами.

Комплекс 5

Исходное положение - стоя. Вставать на кончики пальцев (приподниматься на мысочках) (3-5 раз). Поворачивать стопы внутрь (3-5 раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед на внешних краях стоп. Пройти по черте.

Комплекс 6

Исходное положение - стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5 раз). При возможности шагать по перекладинам или ходить по неровной, бугристой поверхности. Также можно балансировать на мяче. (Внимание! Взрослые должны страховать ребенка!)

Комплекс 7

Исходное положение - стоя на бруске, положенном на пол. Приседать на бруске (3-5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы при этом, следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также можно пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль него.

Осложнения

Какие бывают осложнения плоскостопия? К сожалению, самые разные. Прежде всего это уплощение поперечного свода стопы с подвывихом 1-го пальца наружу в подростковом возрасте. Если стопа долго находилась в неправильном положении, а особенно если имеет место вальгусная деформация голеностопного сустава, это может привести к деформации в суставах стопы и даже к изменению соотношений суставных поверхностей коленных и тазобедренных суставов. Это сопровождается болью в ногах, особенно в вечерние часы, а снижение функций амортизации приводит к боли в позвоночнике. В дальнейшем это может привести к , то есть дугообразной деформации позвоночника вправо или влево, или к его искривлению с образованием выпуклости кзади - кифозу.



error: Контент защищен !!