Алгоритм обследования детей. Методика объективного обследования ребенка. «Башкирский государственный медицинский университет

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

Методология

Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест "Перенос кубиков"

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест "Кактус"

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест "Включение в ряд"

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест "Классификация картинок"

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест "Поиск времени года"

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест "Найди отличия"

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест "Что было сначала, а что потом?"

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест "Найди точно такой же"

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест "Запомни все предметы"

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

  1. При отказе родителей от постановки внутрикожного теста ребенку медицинский работник поликлиники и/или образовательного учреждения информирует родителей или законных представителей о положениях действующих санитарных правил и нормативной документации, на основании которой осуществляется профилактическое обследование на туберкулёз.
  2. При отказе от профилактического обследования после ознакомления с нормативной документаций медицинский работник поликлиники и/или образовательного учреждения направляет ребенка, не прошедшего обследование на туберкулёз.
  3. Родители или законные представители записываются на прием к участковому фтизиатру детского приема по общепринятым каналам самозаписи (интернет, инфокиоски, по телефону и др.).
  4. Фтизиатр детского приема во время приема:

— дает разъяснения о необходимости прохождения обследования на туберкулёз;

— информирует о возможных вариантах обследования и принимаемых к рассмотрению методиках:

В соответствии с приказом Минздрава России от 29.12.2014г. № 951 «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания»

1) постановка внутрикожного теста с аллергеном туберкулезным очищенным жидким в стандартном разведении (проба Манту);

2) постановка внутрикожного теста с аллергеном туберкулезным рекомбинантным в стандартном разведении (Диаскинтест).

  1. Врач-фтизиатр так же дает разъяснение, что при положительном результате обследования любым из выше перечисленных методов - ребенок имеет риск развития туберкулёза и будет нуждаться в дообследовании и проведении профилактического лечения по показаниям.
  2. В информированном добровольном согласии (отказе) на медицинское вмешательство, в медицинской карте амбулаторного больного, указывается об ознакомлении с возможными способами профилактического обследования на туберкулёз, включая пробу Манту, диаскинтест, квантифероновый тест на туберкулёз, Т-SPOT-TB.
  3. При отказе родителей или законных представителей от прохождения всех данных видов обследования врач-фтизиатр объясняет о возможности прохождения рентгенологического обследования для исключения активного туберкулёза органов грудной клетки у ребенка как крайней меры.
  4. Выдача врачом-фтизиатром заключения об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом для посещения образовательного учреждения производится при отсутствии показаний к дообследованию:

— после проведения внутрикожных тестов,

— после предоставления результатов коммерческих диагностических тестов.

Нормативная документация,

регламентирующая профилактическое обследование на туберкулёз

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации »

Статья 4. К основным принципам охраны здоровья относятся «приоритет охраны здоровья детей» и «приоритет профилактики в сфере охраны здоровья».

Статья 12 Приоритет профилактики реализуется посредством «осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», «осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними», «проведения профилактических… осмотров…, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Туберкулёз относится к социально значимым заболеваниям. Проведение массовой туберкулинодиагностики относится к методам раннего выявления туберкулёзной инфекции и отбору детей подлежащих профилактическому лечению.

  1. Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Статья 2, часть 1: Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности.

Глава II «Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», статья 10: Граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей».

Статья 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения», часть 1: В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний…,

Статья 29, часть 1: В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний… должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе… проведению медицинских осмотров, профилактических прививок…

Статья 29, часть 3: санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами… в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 41 часть 1: Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

  1. Постановление главного государственного санитарного врача Российской федерации от 22.10.2013г. № 60 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулёза»

Раздел V «Организация раннего выявления у детей», п.5.1: в целях раннего выявления туберкулёза у детей проводится туберкулинодиагностика (проба Манту).

  1. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2014г. № 951 «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулёза органов дыхания

Для медицинского персонала скорой помощи вызовы с поводами «роды на дому», «внезапно» к ребёнку периода новорождённости являются достаточно стрессорными, что вызвано отсутствием рутинной практики обслуживания таких вызовов. Мы хотим напомнить читателям порядок осмотра новорождённого ребёнка, алгоритм оказания неотложной помощи новорождённым, особенности сбора анамнеза и записи истории болезни, наиболее часто встречающиеся диагнозы.

Роды «на дому»

Зафиксировать время рождения (время отделения младенца от пуповины)

Медицинский осмотр

(см. алгоритм осмотра)

Чсс≥100 в 1мин

40 в 1мин≤ЧД≤60 в1мин

Движения активные

Рефлексы живые

Крик громкий

Чсс≤100 в 1мин

40 в 1мин≥ЧД≥60 в1мин

Гипотония, Гипорефлексия

Санация ВДП, О 2 маска, ИВЛ мешком «Амбу»

Состояние улучшилось?

Интубация, адреналин эндотрахеально 0,3-0,5 мл/кг, ЗМС

Состояние улучшилось?

Сбор анамнеза, постановка диагноза

(см. алгоритм сбора анамнеза)

Да Нет

Расширенная СЛР+ введение адреналина 0,1-0,3 мл/кг, венозный доступ, инфузия 30-40 мл/кг за 30мин

Первичный туалет новорождённого

Госпитализация

Длительность первичной неэффективной реанимации новорождённого 10-15мин, после чего реанимационные мероприятия прекращаются.

Алгоритм осмотра новорождённого (последовательность осмотра и оценка полученных данных)

    Цвет и температура кожных покровов

    Состояние пупочной ранки

    Состояние нервной системы

    Оценка внешнего дыхания

    Оценка гемодинамики

    Живот, физиологические отправления

Выше приведён порядок осмотра новорождённого, однако, если мы имеем дело с ребёнком, рождённым на дому в нашем присутствии и бригада является первыми медицинскими работниками, осматривающими ребёнка, то в этом случае схема осмотра должна быть расширена:

    Фиксацией времени рождения (время рождения «в присутствии» - время отделения младенца от матери, пересечение пуповины, если роды «до прибытия» - время фиксируется приблизительно, со слов)

    Оценкой зрелости (стр. 5)

    Обследованием на наиболее часто встречающиеся пороки развития (перечисление наиболее часто встречающихся пороков, диагностирование которых возможно на догоспитальном этапе на страницах 11-14)

Пример написания статуса новорождённого смотри ниже (стр. 4)

Запись в истории болезни должна быть предварена анамнезом:

    Возраст матери

    Какая по счету беременность (чем закончились предыдущие беременности)

    Какие по счёту роды (что с детьми от предыдущих родов)

    Состояла ли на учёте в женской консультации, с какого срока

    Течение данной беременности (угрозы, токсикоз)

    Гинекологические заболевания матери

    Хронические соматические заболевания матери/ применение препаратов во время беременности

    Хронические инфекционные заболевания (гепатиты, ВИЧ, туберкулёз), получала ли профилактику

    Перенесённые венерические и урогенитальные инфекции (в каком году, получала ли лечение, снята ли с учёта)

    Острые инфекционные заболевания во время настоящей беременности

    Хроническая никотиновая, алкогольная или наркотическая зависимость, при наркотической зависимости время последней инъекции

    Срок настоящей беременности

    Длительность безводного промежутка

Если роды в присутствии медицинского персонала, то анамнез должен быть дополнен следующими данными :

    Характер и особенности околоплодных вод (количество/ цвет/ примеси (меконий/ кровь 1)/ запах)

    Оценка по шкале Апгар 2

    Если оказывалась медицинская помощь, то в каком объёме

1 Околоплодные воды с меконием или кровью говорят о возможной интранатальной гипоксии. На догоспитальном этапе, при наличии околоплодных вод с патологическими примесями, необходима интубация и санация трахео-бронхиального дерева.

2 Оценка по шкале Апгар проводится на первой и пятой минутах после рождения. Чем ниже срок гестации, тем меньше прогностическая значимость этой оценки. При первой оценке 6 баллов и ниже новорождённому показана интенсивная терапия или продолжение реанимационных мероприятий. Большее значение имеет не сама оценка по шкале, а её динамика демонстрирующая эффективность реанимационных мероприятий. При оценке по шкале Апгар на первой минуте 4-6 баллов состояние новорождённого оценивается как крайне тяжелое (асфиксия средней степени тяжести), при оценке по шкале 1-3 балла состояние оценивается как претерминальное (тяжёлая асфиксия).

Шкала Апгар

Отсутствует

Отсутствует

Брадипноэ, нерегулярное

Громний крик, дыхание ритмичное

Рефлексы (реакция на сана-цию верхних дыхательных путей)

Отсутствуют

Кашель, чихание

Мышечный тонус

Активные движения

Цвет кожных покровов

Бледность/цианоз

Акроцианоз

Пример описания анамнеза:

Матери 27 лет, беременность – 12, роды – 4, 8 – м/а, со слов без осложнений, предыдущие беременности – срочные роды 11, 8 и 3 года, со слов здоровы, с матерью не живут. Настоящая беременность с токсикозом первой половины срок 33-34 недели. На учёте в женской консультации с 12 недель. Из перенесённых инфекций lues в 2000 и 2003 годах, снята с учёта. Гепатиты В и С с 2002 года, ВИЧ с 2005 года, профлечение во время беременности получила. Курение, употребление алкоголя в течение всей беременности, героиновая наркомания с 2004 года (1г в сутки), последняя инъекция за 10 часов до родов. Роды в 22:10 в присутствии бригады ФСП, воды зелёные, зловонные, без особенностей. По шкале Апгар оценен 6/7 баллов. Мальчик. Крик после тактильной стимуляции порозовел после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей, ингаляции кислорода через маску.

Описание статуса новорождённого:

    Состояние (удовлетворительное/ средней тяжести/тяжёлое/крайне тяжёлое)

    Тяжесть состояния обусловлена (дыхательной недостаточностью/ недостаточностью кровообращения/ неврологической симптоматикой/ переохлаждением /болевым синдромом/ незрелостью)

    Реакция на осмотр (живая/ укороченная/ отсутствует)

    Крик (громкий/ слабый/ эмоциональный/ монотонный/ стонущий/ болезненный)

    Открывание глаз (открывает на стимуляцию, глаза открыты/ симметричность зрачков/ их реакция на свет)

    Состояние швов и родничков (размер 1 / ненапряжён/ выбухает в покое/ выбухает при беспокойстве/ пульсирует/ западает/ размеры швов 2)

    Рефлексы (живые/ укорочены/арефлексия)

    Мышечный тонус (нормальный 3 / скован/ ассиметричный/ гипотония/ атония/ судороги 4 / тремор)

    Кожные покровы 5 (розовые/ мраморные/ гиперемированы/ бледные/ периональный цианоз/ акроцианоз 6 / разлитой цианоз)

    Слизистые (влажные/ сухие)

    Дыхание (частота/ ритмичность/ втяжение/ аускультативно – пуэрильное/ жёсткое/ ослабленное/ симметричность/ хрипы 7)

    Характеристики пульса (частота 8 / ритмичность/ пальпируется на arteria radialis/ arteria femoralis)

    Сердечные тоны (ритмичные/ звучные/ глухие/ сердечные шумы)

    Симптом «белого пятна» в секундах

    Состояние пупочной ранки (пуповинный остаток – длина/ цвет/ мумифицирован, пупочное кольцо – узкое/ широкое/ гипереимровано/ под корочкой, отделяемое из пупочной ранки – гнойное/ сукровичное/ кровь, пупочные сосуды – пальпируются/ не пальпируются)

    Живот (обычной формы/ вздут/ втянут/ симметричность/ доступность глубокой пальпации/ болезненность при пальпации/ пальпирующиеся образования в брюшной полости)

    Печень, селезёнка (размеры/ плотность 9)

    Физиологические отправления (стул – когда последний раз, характеристики стула – меконий/ пенистый/ непереваренный/ жидкий/ кашецеобразный, патологические примеси – слизь/ кровь; моча – когда последнее мочеиспускание/ цвет)

    При первичном осмотре новорождённого необходимо определить проходимость пищевода, для этого отсосный катетер, которым осуществлялась санация верхних дыхательных путей, вводят в желудок и аспирируют его содержимое; также необходимо определить наличие ануса у новорождённого

    Запись завершается формальной фразой (половые органы по мужскому/ женскому типу, пищевод проходим, анус сформирован.

1 Большой родничок имеет ромбовидную форму. Измеряется не от «угла к углу», а от «стороны к стороне». Нормальные размеры для новорождённого ребёнка 2,5Х2,5см.

2 Швы (стреловидный и венечный) норме пальпируются у недоношенных детей. Расхождение костей черепа по швам у доношенного ребёнка – симптом внутричерепной гипертензии.

3 Нормальный мышечный тонус у новорождённых умеренная флексия в коленных и локтевых суставах.

4 Судороги в периоде новорождённости необходимо дифференцировать с тремором конечностей и нижней челюсти. Судороги являются абсолютным показанием для перевода на ИВЛ.

5 При описании состояния кожных покровов необходимо обратить внимание на их целостность, наличие гематом, мацераций, сыпи.

6 Акроцианоз не является патологическим признаком в первые минуты после рождения

7 Хрипы (мелкопузырчатые/крепитирующие) у новорождённого ребёнка выслушиваются в первые часы после рождения в норме, и не являются проявлением патологического процесса если не сопровождаются одышкой и снижением оксигенации. Нормальная частота дыхания у новорождённого в зависимости от гестационного возраста 30-60 в 1мин

8 Характеристики пульса новорождённого на догоспитальном этапе могут заменить измерение артериального давления, в связи с техническими сложностями измерения давления новорождённым детям. Наличие пульса хорошего наполнения на arteria radialis говорит о стабильных показателях гемодинамики (систолическое давление не менее 55 мм ртутного столба). Нормальная частота сердечных сокращений у ребёнка в периоде новорождённости 110-160 сокращений в минуту.

9 В норме печень у новорождённого выступает из-под края рёберной дуги на 1,5-2см.

Оценка зрелости новорождённого

Признаки незрелости плода: слабое развитие подкожной жировой клетчатки/ кожные покровы эритематозные, пастозные, лануго, плоские и слабо выраженные околососковые ареолы, ногтевые пластинки не достигают дистальных концов фаланг, слабо или не выражен папиллярный рисунок на стопах и ладонях/ ушные раковины плоские, мягкие/ яички не опустились в мошонку, большие половые губы не прикрывают малые.

Ниже приведена таблица для примерной массо-ростовой оценки детей при известном сроке гестации

Гестация

Для беременности более 25 недель можно использовать следующую формулу подсчёта веса плода:

Масса тела плода в 30 недель равна ≈ 1300гр ± 100; на каждую последующую неделю после 30 прибавляем 200гр, на каждую предыдущую вычитаем 100гр.

В неонатальной практике приняты следующие сокращения:

ЭНМТ (экстремально низкая масса тела) – масса менее 1000гр

ОНМТ (очень низкая масса тела) 1001-1500гр (гестация ≤ 31/32 недели)

НМТ (низкая масса тела) 1501-2500гр (гестация ≤ 34/35 недель)

Диагнозы по МКБ-10, связанные с недоношенностью и/или незрелостью перечислены на странице 8.

Оценка полученных данных

Новорождённый ребёнок с

    Разлитым цианозом

    Бледностью/ мраморностью кожных покровов

    Частотой дыхания менее 30 или более 60 в 1 минуту

    Частотой сердечных сокращений менее 100 или более 160 в 1 минуту

    Сатурацией кислорода менее 85%

    Длительностью симптома «белого пятна» более 4”

Нуждается в оказании неотложной медицинской помощи.

Особенности оказания неотложной медицинской помощи новорождённым на догоспитальном этапе.

Стандартом контроля за эффективностью оказания неотложной медицинской помощи новорождённым на догоспитальном этапе является пульсоксиметрия.

Новорождённый ребёнок, особенно недоношенные дети или дети в критическом состоянии, быстро охлаждается для этого необходимо:

    Вытереть насухо

    Завернуть в сухую пелёнку

    Накрыть полиэтиленовой плёнкой

    Положить рядом грелки/ бутылки с тёплой водой (избегая прямого контакта с кожей ребёнка)

    Не оказывать помощь «на сквозняке», на холодной поверхности.

Новорождённый ребёнок требует более активного проведения дыхательной поддержки, для этого:

    Методом выбора дыхательной поддержки является искусственная вентиляция лёгких 1

    Желательно не осуществлять дыхательную поддержку увеличивая % кислорода во вдыхаемой смеси (ингаляция кислорода через маску при самостоятельном дыхании)

    Желательно не использовать воздуховод

    Интубация у детей периода новорождённости осуществляется без премедикации (атропин, бензодиазепины)

    Размеры интубационных трубок для доношенных детей первого месяца жизни – 4-4,5 мм, для доношенных новорожденных – 3,0-4,0 мм, для недоношенных новорождённых 2,5-3,0 мм 2

    После интубации трубка фиксируется пластырем на глубине 7-10 см (по альвеолярным отросткам) 3

    ИВЛ осуществляется мешком Амбу с частотой 40-60 дыханий в минуту. ДО (дыхательный объём) новорождённого 5-7 мл/кг

1 Абсолютными показаниями для интубации трахеи и начала ИВЛ на догоспитальном этапе являются:

    Подозрение на диафрагмальную грыжу

    Меконий (кровь) в околоплодных водах

    Гестационный возраст менее 27 недель

    Неэффективность масочной ИВЛ в течении 5мин

2 Таблица для определения размеров интубационных трубок:

Диаметр интубационной трубки

Вес ребёнка

3 Глубина фиксации трубки может быть определена по формуле:

6см+масса ребёнка (в кг)

Поддержка гемодинамики в периоде новорождённости имеет некоторые особенности :

    Соотношение компрессий и вдохов необходимо от 2 к 1 в начале реанимационных мероприятий, до 3 к 1 при продолжении реанимации

    Компрессии грудной клетки осуществляются 2-3 пальцами, точка компрессии – нижняя треть грудины

    Медикаментозная поддержка гемодинамики начинается с введения адреналина эндотрахеально в дозе 0,3-0,5 мл/кг разведённого в 2 мл физиологического раствора, внутривенное введение адреналина из расчёта 0,1-0,3 мл/кг.

    Методом выбора при постановке центральной вены у новорождённых является постановка пупочного катетера 1

    При выраженной гиповолемии (кровопотеря в родах) – в/в вводится физиологический раствор 30-50мл/кг за 30мин

    При необходимости коррекции метаболического ацидоза начинают инфузию раствора соды 4% со скоростью 2-4мл/кг/час

1 Постановка пупочного катера требует определённых навыков, мы не рекомендуем использовать этот венозный доступ медицинскому персоналу не имеющему достаточного опыта и оснащения.

Определённые сложности у персонала выездных бригад возникают при формулировке диагноза. Для удобства ниже приведены диагнозы по МКБ-10 и наши комментарии, облегчающие постановку диагноза. Мы не ставим целью подменить справочником множество медицинской литературы, однако простое перечисление диагнозов должно помочь персоналу выездных бригад преодолеть сложности при создании диагноза. Тяжесть состояния на догоспитальном этапе принято определять степенью недостаточности по системам (компенсация/субкомпенсация/ /декомпенсация).

Поражения плода и новорожденного, обусловленные состояниями матери, осложнениями беременности, родов и родоразрешения

    Поражения плода и новорожденного, обусловленные осложнениями родов и родоразрешения, неуточненные

    Поражения плода и новорожденного, обусловленные воздействием вредных веществ, проникающих через плаценту или грудное молоко

Расстройства, связанные с продолжительностью беременности и ростом плода

    Малый размер плода для гестационного возраста

    Замедленный рост плода неуточненный

    Расстройства, связанные с укорочением срока беременности и малой массой тела при рождении

    Крайне малая масса тела при рождении

    Крайняя незрелость

    Другие случаи недоношенности

    Переношенный ребенок, но не "крупновесный" для срока

В практике диагноз, связанный с изменением продолжительности нормального срока беременности, звучит как «недоношенность/переношенность …... недель». Для характеристики веса плода используются следующие аббревиатуры:

ЭНМТ (экстремально низкая масса тела) – масса менее 1000гр (гестация≤30 недель)

ОНМТ (очень низкая масса тела) 1001-1500гр (гестация ≤ 31/32 недели)

НМТ (низкая масса тела) 1501-2500гр (гестация ≤ 34/35 недель)

Примечание: срок гестации, вес и зрелость плода понятия не тождественные.

Исследование стоматологического статуса у детей следует проводить в стоматологическом кабинете детского сада, в столовой во время приема детьми пищи, в спальне во время сна и в игровой комнате во время свободных занятий.

Осмотр и наблюдение за детьми проводит врач-стоматолог. Полученные данные вносятся в соответствующий раздел карты «История развития ребенка дошкольного возраста».

В соответствии с поставленными задачами при осмотре ребенка в стоматологическом кресле устанавливаются следующие данные: наличие «лицевых признаков» аномалий прикуса; состояние функции смыкания губ, положение языка; характер дыхания, а также наличие «лицевых признаков» вредных привычек закусывать или облизывать верхнюю или нижнюю губу, прикусывать язык, щеку и др.; состояние лимфатических узлов; состояние полости рта: аномалии уздечек верхней, нижней губы и языка; состояние десен; гигиена полости рта; наличие пороков развития тканей зуба и кариеса, а также деформаций зубных рядов и аномалий прикуса.
Лицевыми признаками неправильного дыхания являются следующие симптомы: узкие щелевидные ноздри, рот полуоткрыт, губы сухие, не смыкаются или смыкаются с напряжением; в состоянии покоя заметно увеличение нижней трети лица, при осмотре лица в профиль заметен «двойной подбородок». Если ребенок привык дышать через рот, но знает о том, что нужно дышать через нос и ему напоминает об этом, то на период осмотра он может принять «правильное» дыхание через нос, однако из-за быстро наступающей гипоксии через 4-5 дыханий ребенок обязательно откроет рот и «облегченно» глубоко вздохнет.
При осмотре ребенка в стоматологическом кресле представляется возможным, разговаривая с ним, выявить признаки нарушений артикуляции. При этом следует обращать внимание не только на неправильное звучание тех или иных букв и звукосочетаний, но и на положение губ, языка и челюстей при формировании речи, звукопроизношении, при произношении слов и словосочетаний.
Осмотр и наблюдение детей в столовой позволяет выявить нарушение функций жевания и глотания.
Нарушения функции жевания - основной функции зубочелюстной системы - выражаются в изменении фаз жевания, неравномерном распределении жевательного давления на зубы, увеличении и уменьшении числа жевательных движений и удлинении времени пережевывания пищи и формирования пищевого комка. Все эти симптомы возникают при аномалиях прикуса, что обусловлено неправильным или недостаточным контактом между зубами верхней и нижней челюсти.
Признаком неправильного пережевывания пищи является стремление ребенка запивать пищу водой, компотом и т. д. Остающиеся на столе корки, кусочки сухого хлеба, непережеванные или нетронутые кусочки мяса - все это свидетельствует о нарушениях жевания. Долгое пребывание за столом - признак вялого жевания.



Клинические симптомы нарушения функции глотания обусловлены изменением положения языка и повышенным напряжением мимических мышц (чаще подбородочной и круговой мышц рта), в норме не принимающих участия в акте глотания.
При глотании в стадии «отправного толчка» отмечается напряжение нижней губы, углов рта, подбородка. При этом зубы нижней челюсти не контактируют с зубами верхней челюсти и язык отталкивается от напряженных губ и щек, располагаясь между зубами.
Наблюдая ребенка в столовой, следует обращать внимание на позу во время приема пищи, ибо слишком высокий или слишком низкий стул изменяет позу ребенка и способствует неправильному пережевыванию и глотанию нарушает процесс пережевывания и глотания большая порция пищи, вносимая большой ложкой.
При осмотре и наблюдении за ребенком в спальне нужно выявить неправильную позу в постели, сочетающуюся со сформированными и формирующимися аномалиями прикуса, характер дыхания во время сна и вредные привычки.
Нормальное положение во время сна - на спине, с немного приподнятой на подушке головой. Рот должен быть закрыт, дыхание через нос. Если ребенок предпочитает спать на боку, то необходимо спать попеременно то на одном, то на другом боку. Важно при этом, чтобы дети не подкладывали под щеку ладонь или кулачок.
Запрокинутая голова, открытый рот или слишком прижатая высокой подушкой голова к груди - являются признаками неправильной позы во сне, которые часто сочетаются с неправильным соотношением челюстей или являются факторами риска, способствующими формированию неправильного прикуса.
Во время сна выявляются также вредные привычки в виде прикусывания и сосания губы, языка, щек (о чем свидетельствуют сосательные движения во сне), а также сосание пальцев или кулачка.
Наблюдение за ребенком в игровой комнате позволяет выявить главным образом разнообразные вредные привычки: неправильная поза стоять и сидеть, брать в рот посторонние предметы, слушать сказки и смотреть диафильмы с «открытым ртом» - дышать через рот, сосать губы, пальцы, язык.
В результате всестороннего исследования стоматологического статуса у ребенка дошкольного возраста представляется возможным не только установить сформированную патологию в виде наиболее распространенных заболеваний - кариес и аномалии прикуса, но и выявить формирующуюся патологию, условия - фон для возникновения патологии, а также установить факторы, способствующие возникновению и усугублению патологии.
Обследование ребенка дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение, наиболее часто проводится при обращении ребенка к стоматологу по поводу сформированной патологии, поэтому наиболее целесообразно результаты обследования внести в карту после того, как снята острая боль, закончена санация полости рта, с ребенком и его родителями установлен контакт. Целый ряд ответов на необходимые вопросы можно получить при общении с ребенком и у родителей, которые понаблюдают за ребенком дома. Задачи перед стоматологом стоят те же: выяснить правильность выполнения функций дыхания, жевания, глотания, речи, наличие вредных привычек, а также учесть состояние десневого края, твердых тканей по индексу КП, определить гигиенический индекс и по возможности сформулировать ортодонтический диагноз.

При обследовании стоматологического больного обязательным этапом является заполнение зубной формулы, отражающей состояние твердых тканей зубов, целостность зубных рядов.

Групповая формула зубов взрослого человека показывает число зубов в каждой группе на половинах челюстей:

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена следующая запись формулы зубов: цифрами обозначается каждый зуб и каждая половина верхней и нижней челюсти, причем возрастание числового значения идет по часовой стрелке.

8 7 6 5 4 3 2 1 1 2 3 4 5 6 7 8

При записи формулы зуба этим способом та или иная половина челюсти обозначается на значком, а соответствующей цифрой. Например, чтобы записать формулу II моляра нижней челюсти слева, ставится обозначение 37 (3 - левая половина нижней челюсти, 7 - II моляр).

Существует также графическое отображение зубных рядов, где каждый зуб обозначен его порядковым номером при отсчете от центра. Формула постоянных зубов выглядит следующим образом:

3 2 1 2 | 3 2 1 2

2 1 2 3 | 2 1 2 3

Для обозначения зубов молочного прикуса используют римские цифры:

V IV III II I | I II III IV V

V IV III II I | I II III IV V.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Учебно-методическая литература.

Наглядные пособия: таблицы, схемы, слайды.

5. Практическая работа:

- Название практической работы: профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

- Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

- Методика выполнения работы:

Необходимые материалы : карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области.

2. Основные группы зубов и их анатомо-топографическая характеристика в возрастном аспекте.

3. Временные зубы, их характеристика и отличительные особенности.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Как осуществляется организация профилактических мероприятий в отдельных коллективах?

2. Какова последовательность сбора анамнеза стоматологического больного?

3. Особенности осмотра ребенка.

4. Как записывается зубная формула?

8. Хронокарта учебного занятия:

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Поэтапно описать сбор анамнеза стоматологического больного.

2. В чем заключаются особенности осмотра детей.

3. Написать как осуществляется осмотр челюстно-лицевой области.

4. Записать разновидности зубной формулы и дать им характеристику.

Проработать литературу по следующей теме:

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. Москва, 2003 год

2. Муравянникова Ж.Г. Стоматологические заболевания и их профилактика.

3. Максимовский М.Ю., Сагина О.В. Основы профилактики стоматологических заболеваний.

4. Арутюнов С.Д. Профилактика кариеса.

5. Скорикова Л.А., Волков В.А., Лапина Н.П., Баженова Н.В., Еричев И.В. Пропедевтика стоматологических заболеваний. Краснодар, 2005 год

6. Максимовский М.Ю. Терапевтическая стоматология. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ №3

1. Тема занятия:

«Асептика, антисептика. Чистка, дезинфекция, стерилизация стоматологического интсрументария. Качественные пробы (амидопириновая, азопирамовая, фенолфтолеиновая). Современные методы контроля качества стерилизации стоматологического инструментария. Профилактика ВИЧ-инфекции и гепатита».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Определения понятий асептика и антисептика.

2.Как осуществляется чистка и дезинфекция стоматологического инструментария? Какие применяются растворы?

3. Методы стерилизации стоматологического инструментария.

4. Контроль качества предстерилизационной чистки и стерилизации.

Студент должен уметь:

1.Проводить предстерилизационную обработку инструментария.

2. Определять качество стерилизации.

Студент должен ознакомиться :

С понятиями «асептика» и «антисептика»,

С методами предстерилизационной чистки и стерилизации стоматологического инструментария,

С методиками постановки качественных проб,

С современными методами контроля качества стерилизации,

С профилактикой ВИЧ-инфекции.

Понятия «асептика» и «антисептика»,

Методы предстерилизационной чистки и стерилизации стоматологического инструментария,

Методики постановки качественных проб,

Современные методы контроля качества стерилизации,

Профилактика ВИЧ-инфекции.

Асептика - профилактическое уничтожение бактерий и предупреждение их внедрения в рану при помощи физических способов.

Антисептика - комплекс мероприятий по ограничению и уничтожению попавшей в рану инфекции. В комплексе профилактических и лечебных мероприятий объединены механическая, химическая, биологическая и профилактическая антисептика.

Для достижения условий асептики применяется стерилизация, которая включает в себя 3 этапа: - дезинфекция;

Предстерилизационная чистка;

Непосредственно стерилизация.

Дезинфекция

Применяются 4 основных метода дезинфекции:

Механический метод – это проветривание, вентиляция помещений, стирка белья, обработка поверхностей пылесосом, протирание их влажной ветошью.

Физический метод заключается в высокотемпературной обработке Используются кипячение в дистиллированной воде или воде с добавлением натрия двууглекислого (питьевая сода), паровой метод в стерилизаторе (автоклаве), воздушный метод в суховоздушном шкафу. Этот метод надежен, экологически чист и безопасен для персонала.

Химический метод позволяет обрабатывать медицинские предметы различными химическими веществами в жидком, газообразном состоянии. Изделия погружают в дезраствор, налитый в пластмассовые, стеклянные или покрытые эмалью без повреждений емкости. Для проведения такой дезинфекции рекомендуется применять специальные контейнеры, в которых изделия размещаются на перфорированных решетках. Это снижает риск инфицирования и травматизации персонала. Емкости с растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены крышками, иметь надписи с указанием названия средства, его концентрации, срока приготовления и использования.

Биологический метод основан на использовании антагонизма различных видов микроорганизмов. Так, при использовании бактериофагов, то есть вирусов бактерий, уничтожаются стафилококки, синегнойная палочка, брюшнотифозные бактерии и т. д.

Общий осмотр ребёнка имеет большое диагностическое значение. С помощью осмотра и наблюдения за поведением ребёнка врач получает ценные сведения для диагноза и оценки тяжести его состояния.

Объективный осмотр начинают во время расспроса матери или родственников, наблюдая за поведением ребёнка, активностью, настроением, реакцией на окружающее, речью. Если ребёнок спит, следует первый осмотр произвести, не нарушая сна. Если бодрствует, то врач должен постараться не испугать ребёнка. Осмотр маленького ребёнка нельзя начинать сразу, нужно дать ему привыкнуть к врачу. Нужно стараться лаской, беседой завоевать расположение ребёнка. Врач любой специальности должен обладать такими качествами, как терпение и выдержка, но для врача-педиатра это особенно важно. Осмотр следует проводить неторопливо, используя элементы игры. При негативном отношении ребёнка к осмотру надо отвлечь его внимание игрушками, разговором. Нередко дети, особенно старшего возраста, понимают из разговора взрослых гораздо больше, чем мы думаем. Надо приучить себя к умению контролировать свои слова и эмоции, чтобы не навредить ребёнку. Ребёнок должен обязательно почувствовать доброжелательное отношение врача или студента.

Лучше, если осмотр проходит при дневном освещении в комнате с температурой воздуха 20-22 0 С. У детей старшего возраста сначала проводят общий осмотр, а затем осмотр и исследование отдельных органов и систем по схеме. При обследовании детей младшего возраста нередко стандартную схему приходится нарушать в зависимости от настроения и поведения ребёнка. Наиболее сложно осматривать ребёнка 2-го полугодия жизни и от 1 года до 3-х лет. Это лучше делать в присутствии матери. Каждый ребёнок требует индивидуального подхода и успех исследования полностью зависит от опыта и умения врача.

Осмотр полости рта и зева, а также исследование болезненных участков следует проводить в последнюю очередь, так как негативная реакция ребёнка усложнит дальнейшее обследование. При волнении, крике у ребёнка возникают изменения, которые могут затруднить диагностику (покраснение и цианоз кожи, учащение дыхания и пульса, нарушение их ритма и др.). Если ребёнок спит, то надо начать обследование с подсчёта частоты пульса и дыханий – эти данные будут наиболее точными.

Руки врача, студента должны быть чистыми, тёплыми, с короткими ногтями. Если руки холодные, ребёнок начинает кричать, сопротивляться осмотру, длинные ногти могут повредить нежную кожу, затруднить пальпацию и перкуссию.

При общем осмотре прежде всего оценивают тяжесть состояния, сознание, положение, поведение, настроение, двигательную активность ребёнка. Представление о тяжести состояния больного у врача складывается не только при общем осмотре, но и на протяжении всего исследования органов и систем. Но в случае выраженной тяжести состояния оценка может быть дана при первом же взгляде на пациента. В такой ситуации общий осмотр начинают с оценки сознания. В большинстве же случаев общий осмотр начинают с наблюдения за поведением ребёнка во время расспроса матери или самого ребёнка.


Характеристика поведения очень важна как для оценки тяжести состояния ребёнка, так и для интерпретации результатов клинического обследования, так как важнейшие признаки (число дыханий, частота пульса, мышечный тонус, рефлексы и др.), возможность их определения и их оценка тесно связаны с характером поведения ребёнка в момент обследования.

При оценке поведения отмечаются фазы жизнедеятельности (сон, бодрствование). Если ребёнок бодрствует, определяют его активность по наличию и количеству движений. Выделяют спокойное бодрствование и активное бодрствование. Кроме того, отмечаются: настроение ребёнка; эмоциональное состояние; выражение лица (весёлое, грустное, печальное, спокойное и др.); интерес к окружающему, игрушкам, играм, занятиям; контакт с близкими, с врачом; изменение аппетита; характер сна.



error: Контент защищен !!